рус.укр.

ДФС пополам. Зачем правительство разделило налоговую и таможню

Разграничение работы налоговой и таможенной служб было требованием МВФ, но эксперты не ожидают от этого шага принципиального улучшения ситуации в фискальной сфере, пишет dw.com

Во вторник, 18 декабря, кабинет министров одобрил постановление, которым работу Государственной фискальной службы (ДФС) будет реорганизовано. Из этого ведомства будут образованы две государственные службы: налоговая и таможенная. При этом налоговая милиция останется в составе налоговой службы, а координировать работу новых служб правительство через министерство финансов. Заниматься разделением ДФС будет специальная комиссия, которую должен возглавить заместитель министра финансов Сергей Верланов, а конкурс на должности руководителей обеих государственных служб должны провести в течение трех месяцев после утверждения постановления кабмина.

Несмотря на заверения в том, что этот шаг улучшит администрирование налогов и сборов, конкретных пояснений относительно того, каким образом это должно помочь, в минфине не предоставили. "Реформа ДФС создаст основу для демилитаризации налоговых органов, улучшит качество сервисов, предоставляемых налогоплательщикам, повысит прозрачность и подотчетность работы налоговых и таможенных органов", - цитируют Верланова в сообщении министерства финансов, вспоминая при этом, что решение правительства учитывает рекомендации Международного валютного фонда (МВФ).


Неуправляемый монстр

Собственно, наличие этого пункта в списке требований МВФ и является одной из главных причин того, что решение разделить налоговиков и таможенников все же было принято, рассказывает эксперт группы "Налоговая и бюджетная реформа" Реанимационного пакета реформ Вячеслав Черкашин. Эту идею продвигал бывший министр финансов Украины Александр Данилюк - украинской стороне удалось убедить представителей фонда в том, что работа таможни является очень специфической деятельностью, не присущей налоговикам. "А после того, как этот пункт попал в меморандум (с МВФ, - Ред.), Украина была просто вынуждена доводить это до конца", - рассказывает эксперт.

По его словам, доля истины в этом подходе есть, ведь после объединения налоговой и таможни под крышей Министерства доходов и сборов времен Януковича, таможенный направление превратился в "бастарда", которому уделялось меньше внимания. Руководство с опытом в одной из сфер, уверен эксперт, не могло одинаково эффективно контролировать все направления, а это превращало миндоходов, а затем и его наследника ДФС в неуправляемую мегаструктуру. "Поэтому, пожалуй, единственный позитив от разделения - это может помочь привести эти две системы в чувство", - говорит Перевертаев.

Дополнительные риски

Беспокойство у опрошенных DW экспертов вызывают и другие потенциальные опасности реорганизации, в частности будущая судьба баз данных ДФС, которые сейчас находятся в совместном пользовании ведомств. По мнению Елены Макеевой, председателя совета директоров аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" и советника министра финансов - базы должны храниться на сервере Министерства финансов, которое должно на постоянной основе мониторить работу обоих ведомств с этой информацией. "Как говорит мой хороший знакомый, богатый человек - это держатель сервера", - объясняет эксперт коррупционные риски бесконтрольного пользования базами данных.

Также выделение таможенной и налоговой служб может привести к увеличению проверок бизнеса, ведь теперь одного и того предпринимателя может проверять уже два, а не одно ведомство - каждый в своих делах, рассказывает Перевертаєв.

Вспомните новну:ДФС: Для граждан-резидентов изменены условия ввоза транспортных средств с иностранной регистрацией

(Не)золотой рецепт

В любом случае, опрошенные DW эксперты сомневаются в том, что само по себе разделение двух направлений может ощутимо улучшить ситуацию в фискальной сфере. Это уже не первая попытка реорганизовать эти ведомства, рассказывает Макеева. "ДФС Украины, ГНС (Государственная налоговая служба, - Ред.) Украины, Министерство доходов и сборов", - перечисляет она разные формы организации украинских фискалов за последние годы. Впрочем, несмотря на смену названий и структур, имидж украинских таможенников и налоговиков не улучшалось.

Эксперты уверены - примеры других стран показывают, что в этой сфере нет золотого рецепта, а риски и преимущества правительственного шага будут зависеть исключительно от человеческого фактора. Макеева уверяет: для улучшения ситуации нужно нанимать сотрудников на летний срок с четкими критериями эффективности их работы, перед переходом в новые структуры проводить их независимое тестирование и проверку состояния, а руководителями ведомств должны быть профессиональные менеджеры без опыта работы в фискальных структурах, без политической аффилиации и с соответствующим уровнем оплаты.

"Если же конкурс будет проходить таким же формальным образом, как это было во время избрания председателем ДФС Романа Насирова, то принципиально ничего не изменится. Разве что финансовые потоки, которые проходят сквозь таможню и налоговую, будут лучше контролируемыми правящей верхушкой", - добавляет Перевертаєв.

‹‹ повернутися назад